Неділя, 22.10.2017, 13:40 | Вітаю Вас Гість | Реєстрація | Вхід
Головна » 2011 » Липень » 1 » О штрафных санкциях в случае предъявления подотчетным лицом товарного чека
12:40
О штрафных санкциях в случае предъявления подотчетным лицом товарного чека
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 27.04.2011 г. N 7966/6/23-7015/515



Согласно статье 2 Закона Украины от 06.07.95 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) расчетный документ - документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, напечатанный в случаях, предусмотренных этим Законом, и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.

Порядок оформления расчетных документов при проведении расчетных операций за наличные в сфере торговли, общественного питания и услуг определен Законом N 265. При этом законодательно определены случаи освобождения продавца от обязательного предоставления покупателю оформленных по установленной форме кассовых чеков, напечатанных регистратором расчетных операций, или расчетных квитанций, заполненных вручную.

В тоже время пунктом 15 статьи 3 Закона N 265 предусмотрено, что чеки, накладные и другие письменные документы, удостоверяющие передачу права собственности на товары (услуги) от продавца к покупателю, должны выдаваться покупателю таких товаров (услуг) по его требованию. То есть такие документы выдаются по требованию покупателя.

Таким образом, оформление расчетных операций с использованием товарных чеков в случаях, предусмотренных Законом N 265, является правомерным.

Вместе с тем, если форма и содержание фискального чека, расчетной квитанции и других расчетных документов, предоставление покупателю которых является обязательным, определены подпунктом 3.2 пункта 3 приказа Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. N 614 "Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - приказ N 614), то форма и содержание товарного чека в настоящее время законодательно не определена.

Таким образом, субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки произвольной формы.

Вместе с тем, исходя из содержания термина "расчетные документы", к которым относятся товарные чеки соответствии с Законом N 265, считаем, что товарный чек для определения его как расчетного документа должен соответствовать требованию подпункта 3.2 пункта 3 приказа N 614 в части указания в таком чеке: названия подразделения, адреса хозяйственной единицы, общей суммы налога на добавленную стоимость по всем указанным в чеке товарам (для субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость), количества, стоимости приобретенных товаров, стоимости единицы измерения товаров, наименования товаров, общей стоимости приобретенных товаров, даты (день, месяц, год) проведения расчетной операции, подписи лица, осуществляющего расчеты.

В тоже время, согласно статье 1 Указа Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.95 г. N 436/95 в случае проведения наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, к субъектам хозяйствования применяются штрафные (финансовые) санкции в размере уплаченных средств.


Заместитель Председателя комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины, заместитель
Председателя ГНА Украины
О. Матвеев




Заслуживает внимания письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 (далее — Письмо № 7966, см. извлечение на стр. 6 текущего номера). Разъяснение касается прежде всего тех частных предпринимателей, осуществляющих наличные операции.
Приведем основные моменты.
1. С одной стороны, налоговики отмечают, что чеки, накладные и другие письменные документы, удостоверяющие передачу права собственности на товары (услуги) от продавца к покупателю, должны выдаваться последнему по его требованию. То есть документы выдаются по требованию покупателя (п. 15 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, далее — Закон № 265).
А с другой — напоминают: в случае проведения наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату, к продавцам применяются штрафы в размере уплаченных средств (ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения денежной наличности» от 12.06.95 г. № 436/95). Например, если покупатель уплатил денежной наличностью 5 000 грн. и не получил документ, то продавца могут оштрафовать на 5 000 грн.
Давайте разъясним, что имеется в виду.
Ведь при приобретении товаров за наличный расчет происходят две операции:
уплата покупателем средств в пользу продавца;
передача товаров (услуг) от продавца к покупателю.

Как правило, при продаже за наличный расчет происходит сначала оплата, а потом практически сразу получение товаров.
Документальным подтверждением факта передачи товаров являются накладные (или другие надлежащих образом оформленные письменные документы), которые нужно выдавать лишь по требованию покупателя. А вот платежный документ нужно выдавать в обязательном порядке, даже если покупателю он не нужен.
Частный предприниматель должен помнить об этом, чтобы обезопасить себя от штрафов.
2. Обычно документом, подтверждающим получение денежной наличности при продаже товаров, является кассовый чек или расчетная квитанция. Их форма и содержание утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614 (далее — Приказ № 614). А как быть, когда частные предприниматели освобождены от обязательного применения РРО и расчетных квитанций? Тогда можно использовать товарные чеки, но порядок их оформления (то есть форма и содержание) на сегодняшний день законодательно не определен.
ГНАУ в Письме № 7966 признает право субъектов хозяйствования выдавать товарные чеки произвольной формы. Но при этом они прибавляют ложку дегтя и указывают, что товарный чек для определения его как расчетного документа должен соответствовать требованиям Приказа № 614 в части указания в таком чеке:
названия хозяйственной единицы;
адреса хозяйственной единицы;
идентификационного номера продавца;
общей суммы НДС по всем указанным в чеке товарам (для субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками НДС);
количества и стоимости приобретенного товара;
стоимости единицы измерения товаров;
наименования товаров;
общей стоимости приобретенных товаров;
даты (день, месяц, год) проведения расчетной операции;
подписи лица, осуществляющего расчеты.

Извлечение из Письма № 7966 публикуется на языке оригинала

<...>

Водночас пунктом 15 статті 3 Закону № 265 передбачено, що чеки, накладні та інші письмові документи, які засвідчують передачу права власності на товари (послуги) від продавця до покупця, повинні видаватися покупцю таких товарів (послуг) на його вимогу. Тобто такі документи видаються за вимогою покупця.
Таким чином, оформлення розрахункових операцій з використанням товарних чеків у випадках, передбачених Законом № 265, є правомірним.
Разом із тим, якщо форма та зміст фіскального чека, розрахункової квитанції та інших розрахункових документів, надання покупцю яких є обов’язковим, визначена підпунктом 3.2 пункту 3 наказу Державної податкової адміністрації України від 01.12.2000 р. № 614 «Про затвердження нормативно-правових актів до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» (далі — наказ№ 614), то форма та зміст товарного чека на теперішній час законодавчо не визначена.
Таким чином, суб’єкти господарювання можуть видавати товарні чеки довільної форми.
Разом із тим, виходячи із змісту терміна «розрахункові документи», до яких належать товарні чеки відповідно до Закону № 265, вважаємо, що товарний чек для визначення його як розрахункового документа має відповідати вимога підпункту 3.2 пункту 3 наказу № 614 в частині зазначення в такому чеку: назви господарської одиниці, адреси господарської одиниці, загальної суми податку на додану вартість за усіма зазначеними в чеку товарами (для суб’єктів господарювання, зареєстрованих платниками податку на додану вартість), кількості, вартості придбаних товарів, вартості одиниці виміру товарів, найменування товарів, загальної вартості придбаних товарів, дати (день, місяць, рік) проведення розрахункової операції, підпису особи, що здійснює розрахунки.
Переглядів: 2227 | Додав: lpp | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: